Каждый раз, как кто-то говорит о том, что квадрокоптер это непременно сложно, дорого, на нём тяжело научиться летать, а ещё он обязательно упадёт вам на голову. Если с “дорого” иногда можно и согласиться, особенно если речь заходит о профессиональных моделях (с другой стороны, что из “профессионального” оборудования стоит дёшево? Молоток? Топор?), то вот всё остальное — сказки из разряда “шапочек из фольги” от космического излучения.
Компания DJI уже доказала, что умеет делать простые и эффективные летающие машины: серия Phantom 3 успешно продаётся по всему миру, а то количество сил и любви к качественным и простым устройствам, что вложили инженеры в её разработку, легко хватило бы на создание очередного iPhone’а.
На днях DJI решили закрепить достигнутый успех, обновив один из самых популярных в мире дронов. Встречайте, DJI Phantom 4!
Что нового
Ох, никак не отделается DJI от сравнений с Apple… Наверное, это и хорошо. Здесь всё как с iPhone. С одной стороны — он практически такой же. И выглядит почти также. С другой — внутри всё изменилось, софт обновился, интеграция внутренних модулей стала теснее, железо работает ещё лучше, а реально новые технологии таковы, что конкурентам остаётся лишь судорожно копировать их и внедрять в свои модели, иначе они потеряют часть рынка. Давайте обо всём по порядку.
Phantom 3 умел отлично летать и снимать, был лёгок в управлении, прост в обслуживании, да и в целом считался оптимальным выбором по многим показателям. Казалось, что в нём можно улучшить? Поставить батарейку побольше, камеру новую, да летай себе на здоровье! Однако у инженеров из DJI было своё мнение на этот счёт.
Новый корпус и интегрированная система сенсоров
Корпус квадрокоптера мало влияет на лётные характеристики — всё же, основная подъёмная сила и перемещение в пространстве осуществляется за счёт разности оборотов двигателей и создаваемой винтами тяги. Но это не значит, что корпусом можно не заниматься вообще. Грамотная конструкция позволяет избежать раскачки аппарата боковым ветром и уменьшить срыв потоков воздуха, тем самым снизив затраты необходимой для поддержания заданного курса и требуемой высоты энергии. А это значит, что вы сможете летать дольше при том же объёме аккумулятора. Про то, что это дополнительно облегчает управление дроном и работу с камерой, думаю, даже говорить не стоит.
Помимо улучшений аэродинамики несколько изменилась и внутренняя конструкция: в новой модели установлено 2 дополнительных камеры и два ультразвуковых сонара, используемых для стабилизации полёта и распознавания препятствий.
Новые режимы полёта и интеллектуальная система управления
Пусть Phantom 4 и не носит коробки, как новый робот Boston Dynamics, но он точно умеет не хуже ориентироваться в пространстве. Интегрированная система сенсоров позволила разработчикам научить квадрокоптер летать самостоятельно: с системой Tap to Fly вы просто задаёте максимальную высоту, тыкаете пальцем в сенсорный экран сопряженного девайса со словами “сюда лети”, и Phantom 4 послушно выполняет вашу просьбу, огибая неровности пространства и избегая столкновений. Сделать управление дроном проще лично мне не представляется возможным, разве что прямое подключение к мозгу человека. Но таких технологий, к сожалению, пока нет даже у Boston Dynamics.
В режиме ручного управления интеллектуальная система распознаёт препятствия и старается избежать столкновений. За 15 метров до обнаруженной проблемы квадрокоптер начнёт замедляться, а за 4 метра постарается остановиться и набрать высоту / облететь объект, в зависимости от ваших указаний.
Третий “клиент” новых датчиков об окружающем пространстве — система ActiveTrack. Она позволяет квадрокоптеру следовать за указанным вами объектом, не используя GPS, трекинг-браслеты, активные метки и прочие трудные штуки. Наличие двух “навигационных” камер позволяет выделять объект относительно фона по параллаксу, а умная система управления не только выделяет объект, за которым необходимо следовать, но и строит модель окружающего пространства. Используя её, дрон сам строит маршрут следования, облетает препятствия и подстраивает своё положение так, чтобы интересующий вас объект оставался в центре основной камеры, ведущей видеосъёмку. То есть вы можете сосредоточиться на построении кадра и управлении камерой, а за перемещением в пространстве и объётом препятствий будет следить ваш умный квадрокоптер! Кстати, о камере...
Новый модуль камеры и интегрированный подвес
Модуль камеры — один из лучших (если не лучший) на рынке того, что можно повесить на летающую платформу, которая стоит меньше, чем “Фольцваген Гольф” (потому что примерно столько и придётся потратить, чтобы заставить летать Canon EOS 5D Mk III). Размер матрицы — 1/2.3”, разрешение 12 мегапикселей и специально разработанный объектив: угол обзора 94 градуса, диафрагма f/2.8, фокусировка на бесконечности.
Максимальное разрешение видеосъёмки — 4k2k @ 30 кадров в секунду, ограничено пропускной способностью сигнального процессора (60 мегабит в секунду). При этом вы можете существенно сэкономить место на карте памяти, снимая в классическом FullHD, или использовать высвободившиеся мощности для увеличения частоты кадров до 120, получая ультра-плавную картинку или съёмку с замедлением в 4 раза.
Сенсор камеры поддерживает профессиональные форматы гаммы D-Log и Cine-D. Видео, записанное с использованием D-Log, выглядит “серым” и неприглядным, но имеет куда больший динамический диапазон и запас информации для редактирования, что позволяет вытянуть картинку и добиться именно той цветопередачи и яркости, которая вам требуется.
Модуль камеры также умеет фотографировать — кадры на полном разрешении в 12 мегапикселей можно сохранять как в обычном формате .jpeg, так и в RAW-формате фирмы Adobe (DNG). Поддерживается съёмка time lapse’ов (правда, вам придётся регулярно менять батареи), “стрельба” сериями по 3 / 5 / 7 кадров, создание HDR и сохранение кадров в формате брекетинга по экспозиции с 3 или 5 кадрами и шагом в 0.7 EV.
Обновлённый интегрированный подвес для модуля камеры стал легче и быстрее. Новая система стабилизации получает информацию со всех датчиков квадрокоптера, делая видео стабильным, словно вы снимаете с вертолёта steadicam’ом, а не лёгким беспилотником, с управлением которым справится даже ребёнок.
Скорость, дальность, точность и автономность
Обновлённый корпус снизил “потери”, это замечательно. Сильно ли это повлияло на возможности дрона? Батарейку увеличили на ~20% (С ~4.5 тысяч миллиампер часов до 5.5), новые моторы позволяют разгоняться дрону в “спортивном” режиме до 70 км/ч и набирать высоту со скоростью до 6 метров в секунду.
Автономность же при полётах в более классических условиях в среднем выросла на 25%. 5% за счёт аэродинамики, при том что у нас не самолёт, а квадрокоптер — просто замечательно.
Новая система позиционирования и набор сенсоров позволяют поддерживать высоту с точностью до 10 сантиметров и горизонтальные координаты с точностью до 30. Без неё (на большой высоте, например, т.к. датчики видят на ~ 15-20 метров, не дальше) точность несколько ниже, до 50 сантиметров по высоте и до полутора метров по горизонтали, что само по себе вполне приличный результат, особенно если учесть, какие порывы ветра могут быть на открытом пространстве.
Интегрирование системы подвеса камеры в общую сеть сенсоров позволяет рассчитать корректирующие значения для стабилизации ещё до того, как будет изменено положение дрона в воздухе. Таким образом достигается максимально плавное и стабильное поведение камеры при маневрировании. Точность поворота подвеса — 0.3 градуса по каждой из осей.
Приятные мелочи
Помимо качественных улучшений конструкции не обошлось и без простых радостей: количественных и софтовых плюшек. Сюда входят обновление фирменного ПО DJI GO, новые библиотеки и поддержка SDK, позволяющая разрабатывать приложения и “железные” модули для дрона. Новые возможности Phantom 4 расширили уже имевшийся в Phantom 3 “режим новичка”, который позволяет научиться самому (или научить кого-нибудь) пилотировать квадрокоптер без риска потерять дорогостоящую железку. Ограничения по высоте, дальности, скорости полёта помогут сделать первые шаги в воздушной съёмке, а интеллектуальная система распознавания препятствий постарается сделать так, чтобы вы ни в кого не врезались и ничего не сломали.
Система навигации работает одновременно с GPS и GLONASS, обеспечивая более уверенное позиционирование и быстрое нахождение спутников. Системы инерциальной навигации и цифровые компасы продублированы для уменьшения количества ошибок и для увеличения точности. Квадрокоптер автоматически записывает полный лог полёта со всеми параметрами, которые могут представлять интерес для пользователя.
Квадрокоптер автоматически записывает полный лог полёта со всеми параметрами, которые могут представлять интерес для пользователя.
Вместо заключения
Чем мог бы быть Phantom 4? Да тем же, что и большинство “обновлений” в железе: больше ядер, больше мегагерц, больше мегапикселей и больше оклад у маркетологов, которым надо продать старую железку под видом новой. К счастью, у руководства и инженеров DJI живы любовь к инновациям и любовь к своему детищу.
Новый квадрокоптер, на первый взгляд, мало отличается от старого. Он не летает в три раза быстрее и в пять раз дальше, внутри нет быстрого SSD, он не имеет сканера отпечатков пальцев или какой-нибудь модной раскраски типа “розовое золото”. Зато он по-настоящему крут и переработан именно там, где творится вся магия полёта: внутри.
Управление стало проще и точнее. Полёты — безопаснее. Съёмка фото и видео — действительно лучше на деле, а не на словах и бумажных характеристиках. Подобный подход в современном мире явно заслуживает уважения, а Phantom 4 — пристального внимания. Хотя, чего уж там, он его себе и так обеспечил, вот увидите: через пару-тройку месяцев от обзоров этого высокотехнологичного летающего чуда в интернете станет тесно. ;)
|